Лето - пора путешествий и приключений.

А потому без колебаний воскресным утром отправились в с. Выгода Долинского района на Ивано-Франковщине. Там ждал туристов «Карпатский трамвай», который курсирует по узкоколейке в горы, несмотря бурную карпатскую реку Мизунька.

Вдохновителем и инициатором неординарного туристического проекта «Карпатский трамвай» стал Любомир Яцкив. Мужчина рассказал немного об истории создания узкой колеи в Карпатах и рождения интересной туристической приманки Прикарпатья.Во времена Австро-Венгерской империи началась на наших землях история узкой железной, пути которой более чем вдвое узкие от стандарта. 1873 австрийский предприниматель, барон Леопольд Поппер фон подгара перенес из Венгрии в Галичину главный офис своей фирмы. Предприятие Поппера специализировалось на заготовке, переработке и сбыте древесины.Сначала в горы проложили «конки» - узкоколейки, которыми кони тянули лес. Такая путь, длиной три километра, соединила в 1890-в лесопильный завод в Выгоде с пилорама в Старом Мизуне. Она проходила двумя большими мостами на реках Свеча и Мизунька. В то время попперовской лесопилка была крупнейшей в Галичине.Благодаря богатству карпатских лесов и трудолюбия людей барон быстро разбогател. Он построил в Выгоде роскошную виллу и заложил парк. Почти десять лет подряд собирал экзотические деревья. Для собственного удовольствия устроил неподалеку Мизуня фабрику музыкальных инструментов ... После смерти Леопольда Поппера его наследники получили наибольшее в Австрии промышленно-торговую фирму.Кроме Леопольда Поппера, узкие дороги и лисопромисел от 1886 активно развивали братья бароны Гредли - в Сколевских Бескидах и графы Потоцкие - в Осмолоде. За двадцать лет предприниматели проложили три узкоколейки. Одна из них имела средний наклон 25 процентов. За последующие полтора десятка лет длина этой дороги выросла в пять раз. Ею паровозы возили не только дерево, но и рабочих на лесозаготовки, а также туристов.Первая мировая война заставила владельцев карпатских лесов вернуться в Австрию. Следующие английские владельцы начали активную рекламу узкой железной дороги в Карпатах. О ней узнали туристы со всей Европы. До 1939 года Выгодский ветка набрала длины 65 километров и «обросла» отдыха инфраструктурой.Во время Второй мировой войны карпатские дороги регулярно взрывали и восстанавливали разные армии, в зависимости от линий фронта и наступательно-отступательные операций. Узкоколейке с одинаковым энтузиазмом пользовались партизаны УПА и отряды НКВД, пытаясь уполюваты друг друга. Между тем местные жители и дальше работали в лесу.Чтобы выполнить просто гигантские госзаказ на древесину, сеть узких путей углубили в леса и горы. В шестидесятых годах Выгодский железные дороги имели наибольшую протяженность - 180 километров, проходила 160-ю мостами. А общая длина всех линий узкой колеи в Карпатах - Бескидского (Сколевская ветвь), Выготского (Мизуньская ветвь) и Брошневский (Осмолодский ветка) - достигала почти 1000 километров. Тогда же Москва официально провозгласила узкоколейку нерентабельной и дала указание демонтировать часть дороги.Процесс разрушения продолжался до конца девяностых прошлого века. Последнего, вполне сокрушительный удар узкой железной дороги в Карпатах нанесли наводнения 1998-го и 2000-го годов. Стихия уничтожила более половины линий. Дело природы довершили люди: десятки километров рельсов разобрали и сдали в металлолом. Удалось реанимировать лишь Мизуньская ветвь - пока она единственная восстановлена полностью.С 2000 года Выгодский узкоколейка эксплуатируется как производственная. Ею регулярно курсируют грузовой и рабочий поезда. Перед проведением Бойковского фестиваля Любомир Яцкив пришла мысль основать интересный туристический проект. Вскоре «Карпатский трамвай» стал на рельсы. В июле 2004 года маршруту прошел первый туристический мини-поезд. С 2007 года «Карпатский трамвай» осуществляет регулярные туры, начиная с мая и заканчивая сезон началом октября.Бойковский колорит на рельсахКогда солнце раскаленное над городом виситИ от чада машин кругом идет голова,Я вспомню прохладных озер лазурь,Куда ездил когда-то старенький трамвай.Повези меня туда, где природа сама,Повези меня за город, где асфальта нет.Повези меня туда, где зеленая трава,Повези, повези ... старенький трамвай.В интернете без проблем нашли контактный телефон Любомира Яцкива. За день до намеченной поездки позвонили и забронировали место на чудо-поезде. Раз успели заскочить в последний вагон, потому что практически все места на «Карпатский трамвай» уже были раскуплены. Основная масса туристов прибывает из курортов Трускавца и Моршина. Для них путешествие необычным поездом в Карпатах - настоящая экзотика.Воскресным утром отправились в путь. Из Коломыи до Удобства нужно преодолеть около 130 километров. В самом центре села справа от дороги на солнышке красовался мини-поезд, состоящий из локомотива и трех разных вагончиков: кабриолета (без оконных рам), платформа, или как ее романтически назвали, «Лера» и обычный вагончик. Он вынырнул, словно из детских мечтаний, миниатюрный, окрашенный в зеленый цвет.На месте приобрели билет, за который заплатили 50 гривен. Достался последний вагончик, который напоминал поезд «Коломыя - Рахов». Чтобы попасть на открытую платформу и прокатиться с ветерком, следует заказывать билеты за месяц.Через несколько минут пронзительный гудок поезда ознаменовал начало путешествия. Скорость поезда составляла 10-15 км / час. Маршрут в обе стороны был рассчитан на четыре часа. Если этого покажется мало, то есть и другой вариант путешествия. Так называемый горный маршрут, который рассчитан на 8 часов (с 10:00 до 18:00). Он отправляется из Выгоды через Ширковец, Старый и Новый Мизунь, Дубовый Кут, Солотвино, Мундунок и Соболь - до подножия горы Магура (1354 м над уровнем моря).Трамвайчик неспешно двинулся по широкому мосту через реку Свеча, а затем неторопливо двигался вдоль берегов экологически чистой реки Мизунька. Путь повторяет серпантин реки и проходит так близко к краю берега, что кажется, будто поезд вот-вот нырнет в воду.Первым интересным местом на пути было болото «Ширковец» (7 км). Затем интересной для туристов оказалась остановка у бабы Анны, которая угостила туристов диванчиком 6 гривен и рюмкой водки за 4 гривны. После получасовой остановки поезд тронулся к Новому Мизуня, известного источниками минеральной воды «Нафтуся» (2 км), переезд и остановка в урочище Дубовый угол. Общая протяженность маршрута в одну сторону 13 км. Этого хватает, чтобы почувствовать вкус приключений и насладиться чистым карпатским воздухом. После маневров поезд везет обратно, останавливаясь у заброшенного санатория. Там можно приобрести сувениры.Олег Гутак был нашим экскурсоводом. Он рассказал, что в последнее время «Карпатский трамвай» стал чрезвычайно популярным среди туристов. На нем сыграли свадьбу 18 пар молодоженов. «Есть много влюбленных, которые хотят оригинально отпраздновать свое бракосочетание, - говорит гид. - Мы такую возможность предоставляем. В одном вагончике сельский председатель с секретарем расписывают молодоженов, в другом - священник венчает, а на платформе происходят гуляния ». На трамвайчике модно проводить корпоративы, дни рождения.Коломыйщине с ее богатым культурным и природным наследием стоит поучиться у предприимчивых бойков и найти свою туристическую изюминку.


Оксана Рыжук, Коломыя


Источник:

Популярные статьи:

  • 1
  • 2
Предыдущая Следующая

ГПУ: Тимошенко шесть раз не появлялась к…

Следователь Генеральной прокуратуры направил экс-премьеру Украины, лидеру партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко письмо с разъяснениями о недопустимости затягивания процесса ознакомления с материалами уголовного дела.

В Ужгороде сгорел пассажирский автобус "…

На днях на автостанции, в областном центре Закарпатья, из-за короткого замыкания электропроводки сгорел пассажирский автобус «Эталон» сообщением "Ужгород-Колочава". На пожаре обошлось без жертв и травм.

Пенсионер продал часы за $ 66 тыс., треб…

Необычный подарок, сам того не ведая, сделал себе пенсионер, однажды выставив на аукцион свии старые часы. 52 года назад корабельный врач на острове Атолл Кваджалейн купил часы Rolex. 40 лет...

Туристический сбор на Закарпатье: плюсы …

Новый Налоговый кодекс Украины содержит новации, что имеет непосредственное отношение к нашему краю. Речь о туристический сбор. И хотя решение о его введении принято уже не в каждом...

Паводковая ситуация на Закарпатье Раховс…

В Раховском районе одна из самых сложных паводковых ситуаций. С 4 часов ночи в местных реках поднимается уровень воды. За последние сутки здесь выпало 100 мм осадков. ...

Что тормозит развитие фермерского движен…

Недавно в Виноградовском районе Закарпатья проведена конференция фермеров и частных собственников. На ней речь шла не столько о достижениях, как о проблемах, с которыми сталкиваются местные аграрии, и пути...

Футбол. Победный финиш чемпиона Ужгород…

В воскресенье финишировала первенство района по футболу среди команд высшей лиги. Нынешний чемпион - клуб В.Доброни, дома решил еще раз продемонстрировать, что не случайно завоевал это высокое звание. ...

Биологи вывелы трансгенную корову, дающу…

Биологи и генетики Аргентины вывелы трансгенную корову, имеющую ряд человеческих генов и дающую молоко, идентичное материнской. По словам ученых, корова, которую назвали Розита, стала первой в мире коровой, рожденной естественным путем,...