Мария Купар - художник-модельер, член Национального союза мастеров народного искусства Украины - системно, сознательно и целенаправленно уже десятилетия работает над сохранением народной культуры Закарпатья. Она автор нескольких методических пособий по традиционной вышивки края, изучает народную одежду, готовит к печати научно-популярную работу на тему «Народная одежда гуцулов Закарпатья». Ее творчество характеризуется современным подходом к традиционного искусства края.


Биографическая справка
Мария Купар (Сойма) родилась 20 августа 1959 года в селе Подгорб Ужгородского района. Учась в Дравецький средней школе, посещала студию изобразительного искусства во Дворце пионеров в Ужгороде, которой руководил заслуженный учитель Украины Золтан Бакони. В 1974 году поступила в Ужгородского училища прикладного искусства на отдел "Художественная обработка дерева"; закончила его с отличием в 1978 году. Тогда и начала свою трудовую деятельность на Раховском лесокомбинате, где работала инкрустатором по дереву, затем - художником-реставратором в Закарпатском краеведческом музее, художником-оформителем в Закарпатском областном театре кукол. Особое место в жизни и творчестве Марии Васильевны заняла работа художником-модельером в Закарпатском производственном комбинате, где по ее эскизам шили концертные костюмы для артистов фольклорных коллективов и отдельных исполнителей. Сейчас, имея весомые творческие достижения и богатый опыт, Мария Купар работает учительницей художественного труда в Авторском учебно-воспитательном комплексе № 2 I-III ступеней города Ужгород, уже второе десятилетие прививая ученикам любовь к народному искусству и культуре нашего края. При школе в Малой академии народных искусств она читала курс по народной одежды, подготовила методические материалы для учителей, где описала народная одежда Межгорского, Хустского и Тячевского районов Закарпатской области систематически участвовала в областных, республиканских и международных фестивалях, ярмарках - среди них Международная ярмарка искусств (м.Пшеворск, Польша, 2007), Всемирные бойкивски фестивали (Турка Львовской области, 2008), Всеукраинский фестиваль "Эхо Бойковского края" (Киев, 2006; Одесса, 2008) и другие. -В 80-х годах ты работала в Закарпатском производственном комбинате Музыкального общества УССР. Производившее это предприятие?

- Когда я работала там, помню, директором комбината был Людвиг Печкевич. Предприятие выполняло заказы на изготовление сценической одежды, обуви как для народных, так и для эстрадных коллективов. Нередко занимались и оформлением сцены. Вместе со мной трудились Кристина Фрайтик и Инесса Тимошенко, выпускница Ужгородского училища прикладного искусства. К нам обращались из Саратовской, Челябинской, Тюменской областей и других регионов Советского Союза - от Прибалтики и до Дальнего Востока. Конечно, мы одевали и Государственный заслуженный Закарпатский народный хор и другие фольклорные коллективы области. Даже шили специальную форму для работников ресторана "Закарпатские узоры" в Москве. Слава наших мастеров сценической одежды заслужена. Изделия коллектива отмечались на Всесоюзной выставке сценической одежды, а на республиканском конкурсе в 1988 году в Киеве нам было присуждено первое место. Продукцию комбината отправляли на выставки в Португалию, Швейцарию, США, Канаду и другие страны мира. Мы разрабатывали эскизы сценических костюмов, работали на заказ, предлагали свои собственные модели костюмов.
Гуцульский сценический костюм
Гуцульский сценический костюм - В начале 90-х годов это предприятие кануло в Лету ... Почему?

- С развалом Советского Союза десятки, сотни предприятий прекратили свое существование. А каковы причины? Это сложный вопрос. Думаю, что развитие и упадок - это обычный эволюционный процесс. Производственный комбинат был порождением социалистической системы и не пережил изменения этой общественно-экономической формации. - Что было потом?

- Некоторое время, как многие другие граждане страны, я была дезориентирована и растерянная, а затем овладела ситуацию и устроилась на работу в Авторский учебно-воспитательный комплекс № 2 I-III ступеней, где директором был Золтан Жофчак. И очень довольна, потому что нашла там свое призвание.
Сценический костюм Березнянка.
Сценический костюм Березнянка
Головной убор костюма Березнянка
Головной убор костюма Березнянка - Какие годы в твоем творчестве были наиболее плодотворными?

- Наиболее плодотворными были 2001-2008 годы, когда дети подросли и я имела возможность творчески работать. В тот период меня пригласили изготовить костюмы для выставки работ Союза мастеров народного искусства в Киеве. Тогда же начали организовывать выставки работ учителей рисования школ города, в которых я всегда принимала активное участие. Я много ездила на фестивали-ярмарки, выставляла свои работы в разных районах области, Украине и за рубежом. Приходилось плодотворно работать, потому заказывали много народных костюмов, которые я по собственным эскизам изготавливала. Последние годы больше занимаюсь семьей, внуками, а как подрастут, думаю опять вернуться к творческой работе. - Ты пробовала свои силы во многих жанрах и видах искусства. Что тебе ближе?
- Думаю, что писанок. Ведь это дело всей моей жизни. Люблю и бисероплетение, вышивать, шить, вязать, изготавливать народная одежда. У меня в жизни как-то так сложилось, что некоторое время отдаю предпочтение какому-то одному виду искусства, хотя параллельно занимаюсь и другими. Вяжу, вышиваю, рисую с детства. Увлекалась миниатюрным живописью, петриковской росписью, росписью на дереве. - В одном из своих интервью ты сказала, что мечтаешь еще заняться гобеленом. Или осуществилась твоя мечта?
- Нет, не осуществилась. Ранее много работала над костюмами и вовсе не имела свободного времени на что-то другое. А потом уже здоровье не позволяло, появилась аллергия на шерсть, и вместо гобелена я начала производить панно бисером, занялась ручным ткачеством. - Чем занимаешься в свободное время? Как отдыхаешь?
- Я вообще не знаю, что такое свободное время. Люблю ездить с внуками в село к маме, иногда отдыхаю у телевизора или за компьютером, или интересной книжкой. Хорошим отдыхом являются прогулки Ленинградской и Славянской набережной или в Боздошском парка.
Сценический костюм Великоберезнянского района
Сценический костюм Великоберезнянского района - А как тебе работается в школе? Знаю, что она особенная, авторская, со своей программой обучения, разработанной заслуженным учителем Украины Золтана Жофчаком.
- В школе преподаю художественный труд. Имею утвержденную собственную программу обучения. На моих уроках дети знакомятся с народными промыслами края. Они вышивают, лепят, рисуют, изучают народные традиции. Есть много талантливых детей. И что интересно: кто имеет способности к искусству, тот и учится хорошо. В свободное время творчески работаю. А вот когда и в каком темпе, больше или меньше - это все зависит от ситуации, настроения, здоровья. - Знаю, что сейчас ты много времени уделяешь семье, внукам. Остаются силы и время для творческой работы?
- Сейчас у меня остается очень мало времени, но все же стараюсь найти возможность и для творчества, особенно перед пасхальными праздниками. Уже несколько лет подряд я участвую в мастер-классе по росписи писанок, который устраивает Закарпатская организация Национального союза мастеров народного искусства Украины и Закарпатский музей народной архитектуры и быта, не пропускаю и фестивали и ярмарки. Сейчас готовлюсь к выставке и работаю над вышивкой, в котором попыталась скомбинировать вышивку нитями и бисером. - Ты знаешь народные художественные промыслы Закарпатья, изучала их. В чем, на твой взгляд, их особенности?
- Особенности промыслов края определяются геополитическими факторами, географией и историей. Каждый из видов промыслов имеет свою территорию распространения и зависит от особенностей региона. Вышивка развита во всех районах Закарпатья и Украины в целом. А вот гончарством занимались в основном в районах, где были залежи гончарной глины, а это Береговский, Виноградовский, Иршавский, Хустский и Ужгородский районы. Художественная обработка дерева в основном распространена в горных районах, как ткачество и вязание. Меня уже много лет интересует народные костюмы, в которое вложено много фантазии, вкуса и изобретательности. Оно включает в единый художественно-практического ансамбля искусство нашего края: ткачество, вышивку, аппликацию, плетение, обработку кожи и металла, бисероплетение и т.д.. А об особенностях ... В нашем крае имеем своеобразную вышивку, которую не спутаешь, например, с полтавской или любой другой. В частности, отмечу Раховщину, где вышивка лучше сохранилась и не утратила своих характерных аутентичных признаков. Имею в виду элементы, из которых состоит гуцульский орнамент, цветовую гамму, технику и технологию вышивания т.д.. Наиболее распространенными элементами орнамента "бараньи рога", "зубки", "каракули", "звезда", "крест", "круг", а также геометризируемые растительные орнаменты: "роза", "тюльпаны", "колокольчики". Доминирующими цветами являются черный, красный, синий, желтый, зеленый. В гончарстве также частично сохранились региональные особенности, но не в такой степени, как в вышивке или ткачестве. Отмечу, что последние несколько лет наблюдаю возрождение гончарства благодаря усилиям таких мастеров, как Эндре Гиди, Мирослава Росул, Вячеслав Виньковський, Магдалина Пуглик-Белень, Александр Дворак и другие. Словом, имеем богатую аутентичную народную культуру, которую необходимо сохранить для наших потомков. Потеряв ее, мы потеряем себя, растворимся бесследно в пространстве и времени. Надеюсь, что этого не произойдет. - Чем еще тебе хотелось бы заняться в будущем, в каком жанре или виде искусства ты себя видишь?

- В будущем я бы еще хотела попробовать свои силы в народном живописи и витинанци.


Владимир Мишанич, Закарпатье онлайн