Мария Купар - художник-модельер, член Национального союза мастеров народного искусства Украины - системно, сознательно и целенаправленно уже десятилетия работает над сохранением народной культуры Закарпатья. Она автор нескольких методических пособий по традиционной вышивки края, изучает народную одежду, готовит к печати научно-популярную работу на тему «Народная одежда гуцулов Закарпатья». Ее творчество характеризуется современным подходом к традиционного искусства края.


Биографическая справка
Мария Купар (Сойма) родилась 20 августа 1959 года в селе Подгорб Ужгородского района. Учась в Дравецький средней школе, посещала студию изобразительного искусства во Дворце пионеров в Ужгороде, которой руководил заслуженный учитель Украины Золтан Бакони. В 1974 году поступила в Ужгородского училища прикладного искусства на отдел "Художественная обработка дерева"; закончила его с отличием в 1978 году. Тогда и начала свою трудовую деятельность на Раховском лесокомбинате, где работала инкрустатором по дереву, затем - художником-реставратором в Закарпатском краеведческом музее, художником-оформителем в Закарпатском областном театре кукол. Особое место в жизни и творчестве Марии Васильевны заняла работа художником-модельером в Закарпатском производственном комбинате, где по ее эскизам шили концертные костюмы для артистов фольклорных коллективов и отдельных исполнителей. Сейчас, имея весомые творческие достижения и богатый опыт, Мария Купар работает учительницей художественного труда в Авторском учебно-воспитательном комплексе № 2 I-III ступеней города Ужгород, уже второе десятилетие прививая ученикам любовь к народному искусству и культуре нашего края. При школе в Малой академии народных искусств она читала курс по народной одежды, подготовила методические материалы для учителей, где описала народная одежда Межгорского, Хустского и Тячевского районов Закарпатской области систематически участвовала в областных, республиканских и международных фестивалях, ярмарках - среди них Международная ярмарка искусств (м.Пшеворск, Польша, 2007), Всемирные бойкивски фестивали (Турка Львовской области, 2008), Всеукраинский фестиваль "Эхо Бойковского края" (Киев, 2006; Одесса, 2008) и другие. -В 80-х годах ты работала в Закарпатском производственном комбинате Музыкального общества УССР. Производившее это предприятие?

- Когда я работала там, помню, директором комбината был Людвиг Печкевич. Предприятие выполняло заказы на изготовление сценической одежды, обуви как для народных, так и для эстрадных коллективов. Нередко занимались и оформлением сцены. Вместе со мной трудились Кристина Фрайтик и Инесса Тимошенко, выпускница Ужгородского училища прикладного искусства. К нам обращались из Саратовской, Челябинской, Тюменской областей и других регионов Советского Союза - от Прибалтики и до Дальнего Востока. Конечно, мы одевали и Государственный заслуженный Закарпатский народный хор и другие фольклорные коллективы области. Даже шили специальную форму для работников ресторана "Закарпатские узоры" в Москве. Слава наших мастеров сценической одежды заслужена. Изделия коллектива отмечались на Всесоюзной выставке сценической одежды, а на республиканском конкурсе в 1988 году в Киеве нам было присуждено первое место. Продукцию комбината отправляли на выставки в Португалию, Швейцарию, США, Канаду и другие страны мира. Мы разрабатывали эскизы сценических костюмов, работали на заказ, предлагали свои собственные модели костюмов.
Гуцульский сценический костюм
Гуцульский сценический костюм - В начале 90-х годов это предприятие кануло в Лету ... Почему?

- С развалом Советского Союза десятки, сотни предприятий прекратили свое существование. А каковы причины? Это сложный вопрос. Думаю, что развитие и упадок - это обычный эволюционный процесс. Производственный комбинат был порождением социалистической системы и не пережил изменения этой общественно-экономической формации. - Что было потом?

- Некоторое время, как многие другие граждане страны, я была дезориентирована и растерянная, а затем овладела ситуацию и устроилась на работу в Авторский учебно-воспитательный комплекс № 2 I-III ступеней, где директором был Золтан Жофчак. И очень довольна, потому что нашла там свое призвание.
Сценический костюм Березнянка.
Сценический костюм Березнянка
Головной убор костюма Березнянка
Головной убор костюма Березнянка - Какие годы в твоем творчестве были наиболее плодотворными?

- Наиболее плодотворными были 2001-2008 годы, когда дети подросли и я имела возможность творчески работать. В тот период меня пригласили изготовить костюмы для выставки работ Союза мастеров народного искусства в Киеве. Тогда же начали организовывать выставки работ учителей рисования школ города, в которых я всегда принимала активное участие. Я много ездила на фестивали-ярмарки, выставляла свои работы в разных районах области, Украине и за рубежом. Приходилось плодотворно работать, потому заказывали много народных костюмов, которые я по собственным эскизам изготавливала. Последние годы больше занимаюсь семьей, внуками, а как подрастут, думаю опять вернуться к творческой работе. - Ты пробовала свои силы во многих жанрах и видах искусства. Что тебе ближе?
- Думаю, что писанок. Ведь это дело всей моей жизни. Люблю и бисероплетение, вышивать, шить, вязать, изготавливать народная одежда. У меня в жизни как-то так сложилось, что некоторое время отдаю предпочтение какому-то одному виду искусства, хотя параллельно занимаюсь и другими. Вяжу, вышиваю, рисую с детства. Увлекалась миниатюрным живописью, петриковской росписью, росписью на дереве. - В одном из своих интервью ты сказала, что мечтаешь еще заняться гобеленом. Или осуществилась твоя мечта?
- Нет, не осуществилась. Ранее много работала над костюмами и вовсе не имела свободного времени на что-то другое. А потом уже здоровье не позволяло, появилась аллергия на шерсть, и вместо гобелена я начала производить панно бисером, занялась ручным ткачеством. - Чем занимаешься в свободное время? Как отдыхаешь?
- Я вообще не знаю, что такое свободное время. Люблю ездить с внуками в село к маме, иногда отдыхаю у телевизора или за компьютером, или интересной книжкой. Хорошим отдыхом являются прогулки Ленинградской и Славянской набережной или в Боздошском парка.
Сценический костюм Великоберезнянского района
Сценический костюм Великоберезнянского района - А как тебе работается в школе? Знаю, что она особенная, авторская, со своей программой обучения, разработанной заслуженным учителем Украины Золтана Жофчаком.
- В школе преподаю художественный труд. Имею утвержденную собственную программу обучения. На моих уроках дети знакомятся с народными промыслами края. Они вышивают, лепят, рисуют, изучают народные традиции. Есть много талантливых детей. И что интересно: кто имеет способности к искусству, тот и учится хорошо. В свободное время творчески работаю. А вот когда и в каком темпе, больше или меньше - это все зависит от ситуации, настроения, здоровья. - Знаю, что сейчас ты много времени уделяешь семье, внукам. Остаются силы и время для творческой работы?
- Сейчас у меня остается очень мало времени, но все же стараюсь найти возможность и для творчества, особенно перед пасхальными праздниками. Уже несколько лет подряд я участвую в мастер-классе по росписи писанок, который устраивает Закарпатская организация Национального союза мастеров народного искусства Украины и Закарпатский музей народной архитектуры и быта, не пропускаю и фестивали и ярмарки. Сейчас готовлюсь к выставке и работаю над вышивкой, в котором попыталась скомбинировать вышивку нитями и бисером. - Ты знаешь народные художественные промыслы Закарпатья, изучала их. В чем, на твой взгляд, их особенности?
- Особенности промыслов края определяются геополитическими факторами, географией и историей. Каждый из видов промыслов имеет свою территорию распространения и зависит от особенностей региона. Вышивка развита во всех районах Закарпатья и Украины в целом. А вот гончарством занимались в основном в районах, где были залежи гончарной глины, а это Береговский, Виноградовский, Иршавский, Хустский и Ужгородский районы. Художественная обработка дерева в основном распространена в горных районах, как ткачество и вязание. Меня уже много лет интересует народные костюмы, в которое вложено много фантазии, вкуса и изобретательности. Оно включает в единый художественно-практического ансамбля искусство нашего края: ткачество, вышивку, аппликацию, плетение, обработку кожи и металла, бисероплетение и т.д.. А об особенностях ... В нашем крае имеем своеобразную вышивку, которую не спутаешь, например, с полтавской или любой другой. В частности, отмечу Раховщину, где вышивка лучше сохранилась и не утратила своих характерных аутентичных признаков. Имею в виду элементы, из которых состоит гуцульский орнамент, цветовую гамму, технику и технологию вышивания т.д.. Наиболее распространенными элементами орнамента "бараньи рога", "зубки", "каракули", "звезда", "крест", "круг", а также геометризируемые растительные орнаменты: "роза", "тюльпаны", "колокольчики". Доминирующими цветами являются черный, красный, синий, желтый, зеленый. В гончарстве также частично сохранились региональные особенности, но не в такой степени, как в вышивке или ткачестве. Отмечу, что последние несколько лет наблюдаю возрождение гончарства благодаря усилиям таких мастеров, как Эндре Гиди, Мирослава Росул, Вячеслав Виньковський, Магдалина Пуглик-Белень, Александр Дворак и другие. Словом, имеем богатую аутентичную народную культуру, которую необходимо сохранить для наших потомков. Потеряв ее, мы потеряем себя, растворимся бесследно в пространстве и времени. Надеюсь, что этого не произойдет. - Чем еще тебе хотелось бы заняться в будущем, в каком жанре или виде искусства ты себя видишь?

- В будущем я бы еще хотела попробовать свои силы в народном живописи и витинанци.


Владимир Мишанич, Закарпатье онлайн

Источник:

Популярные статьи:

  • 1
  • 2
Предыдущая Следующая

Закарпатские пасечники радуются нынешним…

2011 стал щедрым на урожай, и не только на овощи, но и на урожай для преданных тружениц - для пчел Закарпатья. Пасечники радуются, что за этот сезон медосбора выполнили нормативы. ...

Лобода: понимаю любую женщину, которая р…

В утренней интервью одной из Украинских радиостанций Светлана поведала о своем материнской счастье. На интервью Светлана чуть опоздала: дело в том, что добираться в Киев ей теперь дольше, поскольку...

Мифы об образовании, или Что мешает учит…

Мифы об образовании, или Что мешает учиться и обучать?

«Способность человека проявляется ровно настолько, насколько он может учиться и знать. А дать в его распоряжение технологии обучения, Которые действительно работают - является залогом его успеха »(Л. Рон Хаббард).

Депутат Закарпатского облсовета Степан Д…

Дорогие земляки! Примите самые искренние поздравления с Великим Днем Светлого Христова Воскресения! Каждый из нас встречает его с благодатным чувством радости и духовного очищения. Величие этого праздника вдохновляет на...

В национальном парке Венгрии сгорело 110…

Пожар уничтожил 1100 гектаров леса в степи Бугаца, что является частью венгерского Кишкуншазького национального парка, который занимает площадь свыше 6 тыс. гектаров.

СМИ: Доступ к решениям Ужгородского горо…

СМИ: Доступ к решениям Ужгородского городского совета практически отсутствует

Общественная организация Карпатское Агентство Прав Человека «Вестед» провел мониторинг состояния прозрачности и открытости Ужгородского городского совета, результаты которого были сегодня опубликованы в Ужгородском пресс-клубе.

Закарпатец угнал "Жигули" с АЗС в Виногр…

15 августа по телефону «102» в Виноградовский райотдел поступило сообщение от оператора АЗС «ОККО» о том, что около 22:00 неизвестный путем свободного доступа на территорию АЗС «ОККО» незаконно завладел автомобилем...

Мирослава Каламуняк: Мы так долго шили д…

Мирославу Каламуняк особо представлять не нужно. Известная политически общественный деятель, директор Ужгородской швейной фабрики, депутат Закарпатского областного совета, она по популярности среди женщин края уверенно делит первое-второе место. ...