Как известно, коррупция является одной из самых опасных угроз правам человека, демократии, правопорядка, честности и социальной справедливости, она препятствует экономическому развитию и угрожает надлежащему и справедливому функционированию стран, имеет негативные финансовые последствия для граждан, компаний и государств, а также для международных учреждений.


На сегодняшний день в нашем государстве осуществляется ряд мер в сфере предупреждения и противодействия коррупции, большая часть из которых направлена именно на предотвращение коррупции, как и в большинстве стран Европы.


Одним из основных направлений в сфере предотвращения коррупции является выявление коррупционных рисков, которые могут возникнуть в деятельности государственных служащих, а также устранение условий и причин возникновения этих рисков.


Указанные коррупционные риски постоянно исследуются учеными и общественными организациями в различных сферах государственного управления.При этом, по распространенности коррупционные риски в деятельности государственных служащих можно расположить в следующем порядке:


- недоброчеснисть государственных служащих;


- возникновения конфликта интересов;


- бесконтрольность со стороны руководства;


- наличие дискреционных полномочий.


Следует обратить внимание на то, что первое место среди коррупционных рисков не случайно занимает недоброчеснисть поведения государственных служащих.


Нравственно-психологические аспекты и социально-правовые факторы имеют достаточно большое влияние на добросовестность государственных служащих при исполнении последним должностных обязанностей, поскольку государственный служащий всегда принимает решения в первую очередь на основании собственного опыта, психологического отношения к выполняемой работе, а также основываясь на личных убеждениях и персональном социально-материальном положении.


К тому же, при подборе лиц на должность государственного служащего одним из весомых критериев является, в частности, такая нравственная черта, как добродетель (честность, нравственность, добропорядочность).


Еще одним из не менее существенных коррупционных рисков является возникновение конфликта интересов, то есть наличие реальных или таких, представляющиеся реальными противоречия между частными интересами лица и его служебными полномочиями, которые могут повлиять на объективность или непредвзятость принятия решений, а также на совершение или не совершение действий при выполнении предоставленных ему служебных полномочий.


Рассматривая указанные вопросы, следует напомнить ряд положений международных актов, которые направлены на установление правил добропорядочного поведения.


В частности, это статья 8 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая устанавливает требование разработки и принятия странами-участницами Кодексов поведения государственных должностных лиц, а также рекомендацию относительно установления мер и систем, которые:


- способствуют тому, чтобы публичные должностные лица сообщали соответствующим органам о коррупционных деяниях, о которых им стало известно при выполнении ими своих функций;


- обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации, inter alia, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц;


- устанавливают ответственность государственных должностных лиц, которые нарушают кодексы или стандарты.


Стоит также внимания Рекомендация Совета Организации экономического сотрудничества и развития по улучшению этики поведения на государственной службе, принятая 23 апреля 1998 года, которая устанавливает, что этические нормы для государственной службы должны быть четкими и понятными. Государственные служащие должны знать основные принципы и нормы, которыми они должны пользоваться в повседневной работе и границы допустимого поведения.Этого можно достичь путем постоянного информирования и изложения указанных этических норм и принципов государственной службы. В частности, это кодекс добропорядочного поведения, что позволит достичь единого понимания указанных принципов и норм как на всех уровнях государственного управления, так и более широких кругах общества.


Кроме того, этические нормы должны быть отражены в правовой системе, которая является основой для доказательства минимальных обязательных норм и принципов поведения до каждого государственного служащего. Законы и нормативные акты могут и должны создавать основу для осуществления руководства, расследования, дисциплинарные меры и судебного преследования.


Государственные служащие должны знать свои права и обязанности при выявлении ими фактических или возможных правонарушений в сфере государственной службы. С этой целью для таких ситуаций должны быть предусмотрены четкие правила и процедуры, которых должны придерживаться государственные служащие и должностные лица, и официально утвержденная иерархия ответственности. Государственные служащие также должны знать, какая защита им предоставляться в случае выявления ими таких правонарушений.


Процесс принятия решений должен быть прозрачным и открытым для тщательного его рассмотрения. Общество должно знать, каким образом государственные институты распоряжаются данными им полномочиями и ресурсами. Информационная прозрачность может быть подкреплена такими мерами, как применение систем раскрытия сведений и признание роли активных и независимых средств массовой информации.


Руководители должны демонстрировать и поощрять этическое поведение, в частности, путем создания адекватных условий работы, оказания действенной оценки показателей работы.


Условия государственной службы и работа с кадрами также должны поощрять этическое поведение (условия приема на работу, перспективы продвижения по службе, возможности повышения квалификации, адекватная оплата труда и политика в сфере работы с кадрами).


В рамках государственной службы должны действовать адекватные механизмы подотчетности. Государственные служащие должны быть подотчетны не только руководству, но и обществу. Средства реализации подотчетности могут быть как внутренними по отношению к организации или ведомства, так и действующим в масштабах всего государственного аппарата.


Для борьбы с неправомерным поведением должны предусматриваться соответствующие процедуры и санкции. То есть необходимо создать надежные процедуры и ресурсы для отслеживания, доклада о расследовании случаев нарушения правил государственной службы, а также соизмеримы административные или дисциплинарные санкции.


В мае 2000 года Кабинет министров Совета Европы одобрил рекомендацию Европейским странам «О кодексах поведения для государственных служащих», согласно которой Комитет Министров, будучи уверенным, что сосредоточение внимания общества и повышение этических ценностей являются важными средствами в предупреждении коррупции, рекомендует правительствам всех стран способствовать принятию национальных кодексов поведения, руководствуясь при этом Модельным кодексом поведения государственных служащих.


Комитет министров Совета Европы поручил Группе стран против коррупции (ГРЕКО) следить за выполнением этой рекомендации.


В свою очередь, Группой государств Совета Европы против коррупции (GRECO), по результатам совместного первого и второго раундов оценки, Украины рекомендовано создать новый модельный кодекс поведения / этики для служащих публичной сферы с целью усиления их обучения по выполнению ими соответствующих обязательств повязкам связанных с соблюдением определенного поведения в соответствии с их службы, в частности относительно сообщения о возможных коррупционных действиях, возникновения конфликта интересов и добросовестного служения обществу.


Учитывая указанное, правила поведения (этические нормы) для государственных служащих, которые устанавливают их права и обязанности, очень необходимыми, поскольку позволяют не только наказывать государственных служащих, но и защищать их.


Что касается нормативного обеспечения указанных вопросов в Украине, то сейчас в Верховной Раде Украины находится проект Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции в Украине», которым предусмотрено введение кодексов поведения (статья 13) и обязательность в случае возникновения урегулирования конфликта интересов (статья 14).


На сегодня приказом Главного управления государственной службы Украины от 4 августа 2010 года № 214, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11 ноября 2010 года за № 1089/18384, утвержден Общие правила поведения государственного служащего, которых должны придерживаться государственные служащие.


Согласно Общим правилам обязательной составляющей для урегулирования конфликта интересов является именно контроль со стороны руководства. В свою очередь, отсутствие контроля (бесконтрольность) со стороны руководства является коррупционным риском.


Следует отметить, что вследствие бесконтрольности со стороны руководства могут возникнуть и другие коррупционные риски. Такими как конфликт интересов, недоброчеснисть государственных служащих. Поэтому, с целью недопущения (предотвращения) возникновения такого коррупционного риска, как бесконтрольность со стороны руководства, именно непосредственным руководством контроль должен осуществляться:


- систематически, то есть нести регулярный характер, или постоянно;


- всесторонне, т.е. наиболее охватывать все вопросы и направления работы;


- путем проверки не только тех служащих, которые имеют слабые результаты работы, но и имеющих хорошие результаты;


- объективно, т.е. исключать предвзятость;


- гласно, т.е. результаты контроля должны быть известны тем лицам, подлежащих контролю;


- результативно (действенно), т.е. в зависимости от результатов контроля должны применяться соответствующие меры.


Также, для предотвращения возникновения этого риска необходимо такой обязательное мероприятие, как предоставление непосредственным руководством государственным служащим практической помощи в реализации поставленных задач.


В лучшем случае контроль со стороны руководства должен содержать все перечисленные категории, в результате чего будут устранены условия для возникновения коррупционных рисков.


В перечне коррупционных рисков является наличие дискреционных полномочий, поскольку именно наличие возможности действовать по своему усмотрению создает условия для совершения коррупционных правонарушений.

С 1 июля 2010 года в Министерстве юстиции Украины введен в рамках правовой экспертизы проведение экспертизы проектов нормативно-правовых актов на наличие коррупциогенных норм.


Следует обратить внимание, что за период с 1 июля по 31 декабря 2010 года в 213 проектах нормативно-правовых актов выявлено коррупциогенные факторы, из которых в 52 проектах присутствует ненадлежащее определение функций, прав и обязанностей органов государственной власти и органов местного самоуправления.


Таким образом, проведение антикоррупционной экспертизы способствует устранению коррупциогенных факторов еще на этапе нормотворчества, что в результате исключает наличие дискреционных полномочий. Это очень важно и позитивным шагом в сфере предотвращения возникновения коррупции.Итак, подытоживая изложенное, следует отметить, что устранение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих исключит возможность нарушения ими законодательства Украины, положительно повлияет на улучшение работы органов государственной власти и способствовать повышению их авторитета.


Г.Е.Барановська, и.о. начальника отдела кадровой работыи государственной службы Главного управления юстиции в Закарпатской области


Общественный совет при Закарпатской ОГА


Источник:

Популярные статьи:

  • 1
  • 2
Предыдущая Следующая

Посол Венгрии в Украине Михаль Баер прие…

Посол Венгрии в Украине Михаль Баер приедет на фестиваль "Белое вино" в Берегово

Чрезвычайный и Полномочный Посол Венгерской Республики в Украине Михаль Баер течение 2 дней находиться на Закарпатье. 17 февраля дипломат примет участие в фестивале "Белое вино" в Берегово.

Всемирный банк предоставит Украине деньг…

Первый заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Юрий Хиврич сообщил, что Всемирный банк (ВБ) может выделить Украине в следующем году по $ 200 млн на развитие программ водообеспечения...

Звездный гороскоп на 24 октября

Звездный гороскоп на 24 октября

Что сегодня обещают нам звезды? Овен. Сегодня придется долго раскачиваться, поэтому лучше не строить глобальных планов. Спокойно и размеренно входите в рабочий ритм. Уделите внимание мелочам, привычной для вас...

В Российской Федерации уже стартовало го…

В Российской Федерации уже стартовало голосование за нового президента

Президентская избирательная кампания в России вступает в новый этап. От сегодня начинается досрочное голосование, которое пройдет в отдаленных и труднодоступных местностях, на полярных станциях и маяках, на судах, которые...

Апелляционный суд признал законным арест…

Апелляционный суд Киева признал законным постановление Печерского районного суда о продлении ареста экс-министра внутренних дел Украины Юрия Луценко. "Оснований для отмены постановления коллегия судей не усматривает. Постановление Печерского суда оставить без...

Доверять кому-либо целиком и полностью в…

Доверять кому-либо целиком и полностью в Эти сутки небезопасным. Чтобы не оказаться в ложной положении, не спешите давать обещания и ставит подпись под важными документами. Возможно, даже самые...

На закарпатской Перечинщине нашли тайный…

Сотрудниками Управления СБУ в Закарпатской области была получена оперативная информация о наличии вблизи с. Турья Поляна Перечинского района хранилища боеприпасов времен второй мировой войны.

М. Цымбалюк принял участие в открытии ме…

М. Цымбалюк принял участие в открытии мемориальной доски Иосифу Слепому

Председатель Львовской ОГА Михаил Цимбалюк 22 февраля принял участие в торжественном открытии мемориальной доски выдающемуся украинскому церковному и общественному деятелю, Патриарху Украинской Греко-Католической церкви Кардиналу Иосифу Слепому.