... И чужого навчайтесь, своего не понимает. Именно эти слова Тараса Шевченко хочется взять за эпиграф. А то создается впечатление, что мы так стремительно хотим ворваться в Европу, удивить ее, доказать, что мы можем оправдать чьи-то там надежду, что забыли о своем собственном опыте, а главное - потенциал. Бесспорно, изменений и обновления требуют почти все сферы нашей жизни. Надо только с чего-то начать, а это нелегко всегда. И мы, люди, боимся изменений и мнения о нововведениях настраивают нас на невеселый лад.

Именно во время создания такой «НОВОЙ УКРАИНЫ» мы с вами живем. Я употребляю этот термин, потому что хочется верить в его настоящий и прямой смысл. Но кривить душой не буду. Есть еще один термин, который можно принять для описания ситуации, в которой мы живем сейчас, - «заколдованный круг». Это - ближе к истине. Новый налоговый кодекс, административная, судебная, пенсионная и образовательная реформы ... Президент заявлял, что 2011 год станет годом радикальных реформ. Видно - идет к выполнению обещанного. Но в народе говорят: «Говорить - не мешки носить».

Виктор Янукович говорил это во время встречи с членом Европейской Комиссии по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефаном Фюле, но на практике «реформаторское движение» в Украине воплотить в жизнь все же будет труднее, чем казалось. Люди недовольны, потому что природой в нас заложен страх перед изменениями. Мы противимся всему новому, что происходит с нами и многого не понимаем. Предприниматели и студенты бастуют, а оппозиция в Верховной Раде использует это, чтобы «покричать» в свою пользу. И разобраться: кто прав, а кто - нет - просто невозможно. И нужно ли?

Посмотрим на современную ситуацию с другой стороны. Возможно, мы действительно нуждаемся изменений и некоторые программы устарели и не дают идти вперед? Но все нужно делать постепенно. Адаптироваться к новому или посмотреть на результаты, проанализировать и оценить ситуацию мы сможем только с расстояния времени. А пока - будем привыкать. Что еще остается делать? Кстати, украинская имеют большую, я бы сказала - неоценимую, историческую особенность - приспосабливаться к условиям, в которые нас бросает жизнь. На это, а также на собственные силы, и будем надеяться.

Реформы в Украине влияют на все население. Но то, что происходит в любой стране, в первую очередь касается молодого поколения, так как именно ему думать о перспективах и творить будущее в собственном государстве. Здесь мы сталкиваемся едва ли не важнейший вопрос, к тому же сейчас у всех на устах, - это реформа системы высшего образования в Украине. И оно требует большого внимания и придирчиво-осторожного отноститесь. Ведь образование - это тот костяк, который формирует молодого человека, знания - это стартовый капитал, с которым мы отправляемся в плавание океаном жизни. Образованность и багаж знаний - база, которой у нас никто не отберет. Это то, что выделяет нас из числа окружающих.

Образовательные темы в Украине сейчас одни из самых обсуждаемых. В частности, 25 февраля удалось мне побывать в Киеве на заседании медиа-клуба «На собственный взгляд», на которое зихалися представители СМИ почти со всей Украины. Такие встречи ежемесячно устраивает Украинский журналистский фонд для того, чтобы журналисты были хорошо проинформированы о актуальные социально-экономические и общественно-политические явления и изменения. На заседании присутствовал Александр Яцунь - председатель Киевского городского союза работников образования и науки. Он говорил о бесплатных образовательных услуг в школах, но присутствующих больше интересовали проект реформирования высшего образования, нововведения ним предусмотрены и реакции общественности, которые он спровоцировал. Должен сказать, что после доклада Александр Яцун я привезла домой еще больше вопросов, чем имела ранее. Решила осветить эту тему в газете, поговорив с человеком, всю жизнь работает в образовании. Это - ректор Мукачевского государственного университета Юрий Викентьевич МИГАЛИНА.

- В выступлении Александра Михайловича Яцун несколько раз прозвучала фраза «нужно беречь кадры». Но как их хранить, как поощрять учителей давать достойный уровень знаний нашим детям он не уточнил.

- Я думаю здесь как раз и идет речь о «замкнутый круг», о котором вы говорили раньше. Ведь для того, чтобы школы нормально функционировали учителей нужно заинтересовать. А это можно сделать только финансово - подняв зарплаты до нормального, достойного уровня. Ведь работа учителя невероятно сложна и должна надлежащим оплачиваться. Также у учителей есть и свои семьи, им нужно кормить, а потому заработок для них важен, как и для любого другого.

После революционной ситуации в Северной Африке стало известно, что даже там, в пустыне, работали 3 тысячи наших соотечественников. Интересно, а сколько из них бывшие учителя? Из-за собственной безрассудство и малые зарплаты мы теряем хороших специалистов, которые едут за границу искать лучшей судьбы. Так мы избавляемся учителей и вообще базового научного потенциала. Зачем заставлять людей ехать далеко от дома? Но кто же будет работать в Украине и учить наших детей?

- То есть все упирается в деньги?

- Возможно не все. Но, думаю, что все мы понимаем - на собственном энтузиазме, преданности профессии и чувстве патриотизма далеко не уйдешь.

- Проблема невысоких зарплат напрямую и с демографической ситуацией в стране. Рождаемость за последние годы упала и классы в школах теперь трудно укомплектовать, но и в закрытии некоторых школ видят политический подтекст.

- Демографическая ситуация действительно такова, что школы закрывают из-за недостаточного количества учеников в классах. И это логично, ведь организовать учебный процесс, где в классах 1-2 ученики сложно. Причем на каждую школу нужно выделить автобус. Такую школу нужно прикрыть, законсервировать, а через некоторое время, когда появятся дети ее можно открыть. Это можно понять. Ведь должна быть какая-то логика в делах людей, которые управляют государством. Безосновательно закрывать школы или переоборудовать их под другие учреждения не нужно, но когда на это есть веские причины, то мудрый хозяин должен так делать. Жизнь и оно требует сегодня поступать именно так. И политизировать здесь просто нет смысла. Лучше больше думать о том, как сохранить заполненные школы, дать детям хорошие условия и качественные знания.

- На данном этапе речь идет о реорганизации высшего образования. Во что она выльется пока еще рано говорить. Но раньше мы прошли реформу среднего образования.

- Трудно назвать значительной реформой изменение системы оценивания - с пятибалльной на двенадцатибалльную. Затем - введение в школах тестирования. Теперь мы это воспринимаем как должное, эти системы прижились. Но по средней школе есть более серьезные проблемы. Это - уровень обучения, уровень подготовки выпускников средней школы. Ведь с этими знаниями они приходят в университет и там мы, преподаватели, вынуждены проходить с ними все заново. Базового среднего образования у нас на сегодня нет. Это проблема, которой нужно заниматься. Заинтересовать учителей, чтобы те хотели работать и работать качественно. Дать нормальную зарплату, создать надлежащие условия жизни, чтобы они видели, что их труд оправдана.

Также во всех школах Украины по всем предметам должны быть одинаковы утвержденные программы, по которым учатся ученики. Это важно для того, чтобы у всех были равные шансы при поступлении в вузы. Должен сказать, что программа для учащихся средних школ сейчас чрезвычайно затруднена, учебники составлены трудно и материал в них изложен запутанно. Мы что после школы готовим академиков? Я, химик, со своим докторской степенью не с первого раза вник в то, что меня попросила объяснить моя внучка, которая учится в 9 классе. Зачем так строить учебный процесс, зачем все усложнять? Теперь даже учитель не уверен в том, знает свой предмет, и должен перед уроком заново «садиться за парту».

- Скоро в действие должен вступить новый закон «О пенсионной реформе». Ли в ней изменения для работников вузов?

- На сегодняшний день, тот, кто работает в высшей школе, преподаватели и руководители, которые являются пенсионерами, имеют право на зарплату, на обычную пенсию и на научную пенсию. По новой пенсионной системой можно будет получать заработную плату и обычную трудовую пенсию, а вот научную пенсию преподаватели вузов не получать. Научная пенсия будет выплачиваться только как таковая. Конечно, тот, кто получает научную пенсию, почти равна заработной плате, на это не согласится и уйдет на пенсию. А это большинство докторов наук, профессоров. Кто придет на их место?

- Молодые и зеленые ...

- Молодые и зеленые - это хорошо, а где же опыт? Над этим пунктом стоит лучше подумать. Потому что фактически это удар по высшей школе, который ее «обезголовить». Ведь опыт людей, которые всю жизнь посвятили исследованиям какого-то предмета и знают его, как никто, лучше очень легко потерять, а заполнить такую важную преподавательскую нишу новыми специалистами не так-то просто, для этого нужно много времени.

Премьер-министр Украины Николай Азаров сказал, что реформа образования будет проводиться с учетом мнения педагогов и студентов и поручил Министерству образования и науки, молодежи и спорта проанализировать все законопроекты по реформированию системы образования, зарегистрированные депутатами Верховной Рады. Новое законодательство должно быть направлено на повышение качества украинского образования и - опять же - приближение его к европейским стандартам.

Сейчас идет речь о трех законопроекты. Это проект депутата Юрия Мирошниченко, проект депутата Владимира Полохало и собственно министерский проект реформирования высшего образования. Из них в Верховной Раде рассматривался только последний, но обсуждение не прошел. Но именно этот проект вызвал немалую бурю протестов, а кресло под министром этого ведомства Дмитрием Табачником пошатнулось, но устояло: депутатам не хватило голосов, чтобы инициировать его отставку.

- Ни один из законопроектов о реформе высшего образования еще не обсуждался, а студенты уже под стенами парламента.

- На бунт студенты вышли, предварительно услышав о сокращении мест государственного заказа и об уменьшении стипендий. Они отстаивают свои права. В этом году сократили финансирование стипендиального фонда на 10%. Мы получили меньше средств, чем в прошлом году, но мы должны перекрыть их собственными средствами. Ведь студент, который заслужил стипендию, должен получить ее при любых обстоятельствах. И, как говорил премьер-министр, сокращение государственного заказа на обучение в высших учебных заведениях на 42% в 2011 году связано лишь с тем, что в этом году количество выпускников школ уменьшится на 142 тысячи человек, что также составляет 42%. А в следующем году госзаказ будет скорректированное адекватно прогнозам количества выпускников в школах. Опять же возвращаемся к улучшению общей демографической ситуации и уровня жизни украинских.

- Каковы же основные черты можно выделить в новом проекте о реформе высшего образования?

- Трудно сказать, ведь неизвестно, о какой именно проект мы с вами говорим. Казалось бы, закон хорош тогда, когда его все понимают могут выполнять. И каждый закон, который имеет сильную социальную силу, действительно должен обсуждаться всеми слоями населения.

- И все-таки, допустим, что идет речь о министерский проект реформы ...

- Закон министерства образования и науки отложили, потому что большинство не соглашается классификации высших учебных заведений, которая проводится учитывая количество студентов, обучающихся на дневной форме обучения. То есть, чтобы получить статус классического университета, по новому законопроекту, в нем на стационаре должен учиться 10 тысяч студентов. Если меньше - это уже институт или колледж, то есть статус заведения обваливается. Но 10 тысяч - цифра немалая. В рядах Киево-Могилянской Академии, например, на дневной форме обучения учатся три тысячи студентов. Такое же количество студентов, кстати, учится и в нашем Мукачевском государственном университете.

Чтобы университет насчитывал 10 тысяч студентов могут начать объединять вузы, тоже повлечет массу проблем. Но, по словам Дмитрия Табачника, объединение и создание крупных региональных университетов должна происходить только на добровольной основе.

И, как по мне, очень важным, основным пунктом нового законопроекта является то, что касается сокращения количества вузов в стране, то есть ликвидация филиалов и тех, учреждений, оказывающих некачественное образование. Ведь сейчас в Украине почти 900 высших учебных заведений, а это больше, чем в Бельгии, Германии, Италии, Польши, Франции вместе взятых.

Виток властной системы по созданию нового, обновление или реформирования уже в движении. Следует помнить - гораздо легче разрушать, чем создавать. Но новое, пусть даже по современным европейским стандартам (к которым мы с вами так стремимся во всем), - не значит лучше. Ведь, например, система советского образования была одной из лучших в мире и все учились у нас, на наших ученых и ученых равнялись и перенимали бесценный опыт во всем мире. И «колесо перемен» уже запустили. Оно идет вперед под надзором властной верхушки и относятся к нему серьезно. Президент заявил о своем намерении пресекать любые попытки блокирования реформ, а также о том, что готов отправить в отставку членов правительства, ответственных за неудачное проведение реформ. Поэтому, надеюсь, скоро нас ожидает не просто «НОВАЯ УКРАИНА», а «КАЧЕСТВЕННО НОВАЯ ДЕРЖАВА» с большим потенциалом.

Лилия Матица, газета «ВОСКРЕСЕНИЕ»- Zakarpatpost.net