Ректор Ужгородской богословской академии прокомментировал для общественности ряд решений Архиерейского собора Русской Православной Церкви по их действия по отношению к Украинской Православной Церкви.

С 2 по 4 февраля 2011 года в Москве проходил Архиерейский собор Русской Православной Церкви, участие в котором принимал и епископат Украинской Православной Церкви. На Соборе было принято ряд решений относительно внутренней жизни и внешнецерковных деятельности Московского Патриархата.

Учитывая особый канонически-правовой статус Украинской Православной Церкви как независимой и самостоятельной в своем управлении, с правами широкой автономии мы обратились с вопросами к ректора Ужгородской богословской академии архимандрита Виктора (Бедь) о порядке распространения принятых решений выше указанным Архиерейским собором Русской Православной Церкви на клириков УПЦ.


- Отец архимандрите, наиболее важные моменты в работе февральского 2011 Архиерейского собора РПЦ для Украинской Православной Церкви Вы бы отметили? И какие канонически-правовые последствия для УПЦ несут решения, принятые на Соборе?

- Проведение 2-4 февраля очередного Архиерейского собора Русской Православной Церкви, в том числе и с участием Предстоятеля и епископата Украинской Православной Церкви, как и предыдущих Соборов РПЦ, является историческим и важным событием в жизни Православной Церкви. Этот Собор очередной раз подтвердил соблюдение Московским патриархатом в своей деятельности принципа соборности, на котором базируется вся полнота Вселенского православия.

Бесспорно, для украинского православия наиболее значительным событием во время работы Архиерейского собора стало выступление Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской православной церкви, с докладом «Украинская православная церковь сегодня».

В своей короткой, но чрезвычайно содержательной докладе Блаженнейший митрополит Владимир охарактеризовал внутрицерковную жизнь Украинской православной церкви, очертил главные проблемы, требующие неотложного решения и наметил задачи на будущее.

Особенно важным является констатация канонически-правового особого статуса Украинской православной церкви в составе Московского патриархата как независимой и самостоятельной в своем управлении, с широкими правами автономии, о чем со ссылкой на решение Архиерейских соборов (1990 г., 2000 г.), Поместного собора ( 2009 г.), Томос Святейшего Патриарха Алексия II в (1990 г.) и Устав РПЦ (2000 г., с последующими изменениями и дополнениями) указано во вступительной части доклада Блаженнейшего Митрополита Владимира. Ведь именно соблюдение этих положений относительно особого канонически-правового статуса УПЦ и обеспечивает протяжении последних 21 лет стабильность и единство Украинской православной церкви.

Наряду с другими положениями доклада Блаженнейший Митрополит Владимир особо остановился на вопросе преодоления разъединения православных в Украине, отметив при этом, что «головной болью нашего сердца и неизлечимой раной на теле всей Христовой Церкви продолжает оставаться раскол в украинском православии».

Поэтому важным для украинской православной церкви стало и то, что, несмотря на предложения Предстоятеля УПЦ и украинских архиереев, Собор РПЦ не принял поспешно подготовленный соответствующей комиссией Межсоборного присутствия проект решения «О приеме в лоно Церкви тех, кто возвращается из раскола», принятие которого могло бы существенно затруднить проведение действенного диалога в Украине относительно преодоления разделения среди украинского православия.

Также следует отметить, что учитывая канонически-правовой особый статус УПЦ как независимой и самостоятельной в своем управлении, с широкими правами автономии, решение Архиерейского собора Русской православной церкви для Украинской православной церкви носят декларативно-рекомендательный характер и могут применяться только в тех пределах, не противоречащие Уставу об управлении УПЦ, или будут соответственно приняты во исполнение путем принятия соответствующих решений самой УПЦ. Таким образом, распространенные в последнее время слухи о том, что Московским патриархатом на очередном Архиерейском соборе РПЦ будет урезано канонические права Украинской православной церкви, не нашли своего подтверждения и остались пока только сплетнями.


- Распространяется ли действие внесенных Архиерейским собором изменений в Устав Русской Православной Церкви в части канонически-правовых прав и обязанностей Автономных и самоуправляемых Церквей (согласно глав VII и VИИИ Устава РПЦ)?


- Внесение изменений и дополнений к главам VИИ и VИИИ Устава Русской православной церкви не имеют никакого отношения к ранее закрепленных канонически-правовых прав Украинской православной церкви. Эти изменения и дополнения к канонически-правовых прав и обязанностей уставные определенных Автономных (Китайской православной церкви и Японской православной церкви) и самоуправляемые церквей (Латвийской православной церкви, православной церкви Молдовы и Эстонской православной церкви).

Вопросы деятельности Украинской православной церкви регламентируются отдельным пунктом 18 главы VИИИ Устава РПЦ, в котором в частности говорится:

«Украинская православная церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской православной церкви, который утверждается ее Предстоятелем и принимается Патриархом Московским и всея Руси ».

К данной части положений Устава РПЦ никакие дополнения или изменения не вносились.

Что касается Томоса Святейшего Алексея II, патриарха Московского и всея Руси от 27 октября 1990 года, то в нем, в частности, отмечается:

«... Благословляем через данную Грамоту нашу силой Всесвятого и Животворящего Духа быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении ..."

Согласно Украинская православная церковь в своей жизни и деятельности и в дальнейшем руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и собственным Уставом об управлении УПЦ; Священный Синод УПЦ самостоятельно выбирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.


- Одно из самых бурных обсуждений на Архиерейском соборе привело вопрос принятия решения и Положения о церковные награды. Или действующие эти решения и Положения для Украинской православной церкви?


- Действительно, обсуждение вопроса о церковные награды на Архиерейском соборе Русской православной церкви проходило живо и бурно. Но наряду с этим следует отметить, что Украинская православная церковь в вопросах церковных наград руководствуется собственными традициями и принятыми решениями, существенно (по форме) не отличаются от наградной практики Московской патриархии.

Учитывая особый канонически-правовой статус УПЦ как независимой и самостоятельной в своем управлении, с широкими правами автономии Положение «О богослужебном-иерархические награды Русской православной церкви» (одобрено на Архиерейском соборе РПЦ 4 февраля 2011) не распространяется на Украинскую православную церковь. Однако отдельные его положения могут применяться в наградной практике УПЦ путем принятия своих решений Поместным или Архиерейским Собором УПЦ, Предстоятелем и Священным Синодом УПЦ.

Интервью провел иерей Игорь Ковальчук, пресс-служба УУБА-КаУ