foto

Публикация, которая недавно была размещена на официальном сайте Мукачевского государственного университета, бесспорно резонансная. Ведь ставит под сомнение всю систему образования Закарпатья, которая строилась в крае долгие годы. Предлагаем полную версию комментария и.о. ректора МГУ Юрия Мигалины по количеству вузов и их объединения в Закарпатской области:

"На сегодня Закарпатье занимает последнее место в Украине по количеству студентов на 10 тыс. населения (225). И это в то время, когда кроме 4 государственных учреждений, в области есть 28 филиалов, действующих в основном от столичных вузов. Может, профессора столичных вузов приезжают читать лекции в филиалах? Отнюдь. Филиалы не имеют ни базы, ни кадров. В 2009 году на Закарпатье силами областной администрации было закрыто 10 таких филиалов. И что самое интересное - этого никто и не заметил, разве что перестали поступать средства вузам -организаторам этих филиалов. Это и есть профанация высшей школы.

По количеству вузов в государстве. Можно ли сравнивать Киевскую политехнику или КНУ им. Т.Г.Шевченко, которые имеют комплексы помещений, специально построенных для высшей школы, с вузами областей, где многие помещения приспособлены под учебные корпуса? Можно. Ведь именно эти вузы в областных центрах обеспечивали высокий уровень подготовки специалистов. На их создание ушли годы. Они выполняли и выполняют свою роль, закрывать или объединять такие вузы, как минимум, глупо. В этих учебных заведениях работают доктора наук, профессора, которые защищали свои докторские работы в тех же Ученых советах, и профессора КНУ им. Шевченко и Киевской политехники. Никто не отрицает, что в государстве ведущие вузы, но пусть они станут основными методическими центрами по реорганизации высшей школы. Пока этого не наблюдается. Ссылки на другие европейские страны, где меньшее количество университетов, это - не продуманный и взвешенным подход к решению проблемы в образовательной сфере. Одно дело Кембридж или Сорбонна и совсем другое - вузы небольших университетских городков. Европейские университеты имеют специально построенные помещения на 20-40 тысяч студентов, им и не требуется значительное количество университетов. У нас этого нет. Отметим, небогатая Испания нашла возможность создать отличный университет даже на острове Тенериф (группа Канарских островов). В Украине нужно улучшать те университеты, которые уже зарекомендовали себя, а не создавать никому не нужны филиалы и считать их высшими учебными заведениями.

Некоторые из наших "великих реформаторов образования" готов закрывать или объединять вузы. Но перед тем, как что-то закрывать, посмотрим назад, а мы создали после того, как все закрыли и уничтожили за последние 20 лет? После тех "реформ" мы не имеем на сегодня полноценной среднего образования, на слабом уровне высшее образование, почти отсутствует профтехобразование. Не пора взяться за реформирование высшего образования? Так, и чем быстрее. Для этого достаточно только одного постановления Кабмина о закрытии филиалов и направить все усилия на улучшение работы вузов, которые имеют надлежащую материальную базу и кадровый склад.У Мукачевском государственном университете мы прошли этап объединения технологического и гуманитарно-педагогического институтов. Причем Мукачевский технологический институт был государственной формы собственности, гуманитарно-педагогический - коммунальной. Понадобилось 2 года для стабилизации ситуации в созданном университете и налаживание работы. Так, мы создали хороший университет, но очень дорогой ценой. Считаем, что объединять можно вузы одного уровня и одной идеологии. Кстати, в соседней с Закарпатьем Венгрии лет 10 назад была попытка объединения вузов. Она закончилась ничем. Так зачем повторять чужие ошибки?

И наконец. Если в Украине 800 тысяч мест лицензированного объема, включая филиалы, то очевидно филиала нужно закрыть. 380 тысяч детей, заканчивающих среднюю школу в этом году и несколько десятков тысяч, которые окончили школу в прошлые годы, могут быть приняты в вузы без тестирования и вступительных экзаменов. Принять всех! А в течение первого года обучения определить, кто может учиться в вузе, а кто не может.

Государству незачем тратить миллионы на проведение сомнительного тестирования, привлекать массу людей к вступительной кампании, а огромные средства и человеческий ресурс направить на нужные дела. Высшее образование требует реформ и немедленных, на что надеемся мы и жители Закарпатья ", - отметил Юрий Мигалина.